А было ли иго?
"Сознание россиян веками формировалось для того, чтобы быть манипулируемым... Преподаваемое знание очень часто ни на чем, кроме господствующей идеологии, не основано. А имя этой идеологии - официально насаждаемый государственный патриотизм." Ю.Афанасьев Согласен. Но в том и парадокс конкретной ситуации, что Афанасьев никак не может опровергнуть сам себя. Изначальный изъян его рассуждений и осуждений таится как раз в том, против чего он выступает. Восставая против стереотипов в преподавании истории, в историографии как таковой, в науке, он сам никак не может преодолеть стереотип "ига". И потому, раз дружили Донской и Невский с Сартаком и Тохтамышем, - значит, предатели, помогали татарам держать Русь "под игом"... А между тем, коли уж взялся он столь резко судить о святых князьях Александре Невском и Дмитрии Донском, то, как человек широко образованный и критически мыслящий, Афанасьев должен был задуматься над очевидными фактами, мимо которых проходили и проходят почти все. Над фактами, которые я вскользь упоминал здесь, а сейчас суммирую. Во-первых, пройдя через Русь на Европу, Батый ни в одном русском городе не оставил гарнизона. Так что говорить о каком-либо завоевании просто-напросто нельзя. И только через шесть лет после похода князь Ярослав предложил русским князьям признать Батыя своим "царем". Но и после того Русь не платила Батыю никакой дани. А ведь слово "дань" стало ключевым в суждениях о Руси и Орде! Так прошло еще четырнадцать лет. И только в 1258 году, через двадцать лет (!) после похода Батыя, великий князь Александр Невский договорился с Ордой о выплате дани. Во-вторых, если учесть, что договор был заключен в год объявления крестового похода против православия и монголов, то эту дань естественно и закономерно считать общим котлом для содержания армии. Иначе говоря - экономической основой военно-политического союза Руси и Орды с главенством в нем Орды. В-третьих, даже поздние источники не отмечают национальной, а тем более религиозной вражды между Русью и Ордой. Вражда появилась значительно позже, когда многие соседние народы, осколки Орды, стали мусульманами, возникли религиозные отношения, началась эпоха крымских набегов и войн с Крымом, за которым стояла мусульманская Османская империя. До 15-16 веков басурманами на Руси называли исключительно пришельцев из стран Европы, прежде всего немцев (вспомним знаменитый роман Лажечникова "Басурман" - о немецком юноше, попавшем на Русь), и только потом - преимущественно мусульман. Возможно, еще и по сходности звучания: бусурмане-мусульмане. Примерно тогда же в книги о давно прошедших временах и событиях задним числом стали вставлять элементы и детали религиозной розни, характерные для времени написания. Орда же до начала четырнадцатого века жила не по законам религии, а по законам Ясы. До вероисповедания разноплеменных ее подданных никому не было дела. (Кстати, религией большинства в Орде было христианство. Более того, верховные каганы монгольской империи в Каракоруме исповедывали христианство и подняли своих подданных на крестовый поход за освобождение Гроба Господня, так называемый желтый крестовый поход... Но у нас здесь речь только о Золотой Орде.) В 1312 году к власти там пришел хан Узбек, который объявил ислам государственной религией, а несогласным рубил головы. Все, кто не отказался от веры отцов, бежали на Русь, к своим единоверцам. Так что против Мамая на Куликовом поле стояли уже и внуки некогда изгнанных православных ордынцев. Историк Гумилев навскидку приводит такой список русских фамилий ордынского происхождения.... Аксаков, Алябьев, Апраксин, Аракчеев, Арсеньев, Ахматов, Бабичев, Балашов, Баранов, Басманов, Батурин, Бекетов, Бердяев, Бибиков, Бильбасов, Бичурин, Боборыкин, Булгаков, Бунин, Бурцев, Бутурлин, Бухарин, Вельяминов, Гоголь, Годунов, Горчаков, Горшков, Державин, Епанчин, Еромолаев, Измайлов, Кантемиров, Карамазов, Карамзин, Киреевский, Корсаков, Кочубей, Кропоткин, Куракин, Курбатов, Кутузов, Милюков, Мичурин, Рахманинов, Салтыков, Строганов, Суворов, Таганцев, Талызин, Танеев, Татищев, Тимашев, Тимирязев, Третьяков, Тургенев, Турчанинов, Тютчев, Уваров, Урусов, Ушаков, Хомяков, Чаадаев, Шаховской, Шереметев, Шишков, Юсупов... Понятно, что Гумилев называет фамилии известные, которые на слуху. Вообще же словарь русских фамилий тюркского происхождения, составленный филологом и историком Николаем Александровичем Баскаковым - это большой том. Тот, кто просмотрит его от корки до корки, поневоле задумается. От постоянного противостояния угнетаемых и угнетенных, завоевателей и завоеванных, одним словом, от ига - такого не бывает... А в-четвертых, историк Афанасьев должен был обратить внимание на само слово "иго". Русские в 13-15 веках не подозревали, что они живут "под игом". Хотя бы потому, что не знали такого слова. "Иго" - слово латинское, из времен Римской империи. А в Россию оно попало лишь в самом конце 17-го - начале 18 века. И, как видим, утверддилось в научном обороте, вошло в учебники истории, а через них - в народный обиход. И этому есть объяснение. Во-первых, почву подготовила церковь. Католицизм ей уже не был опасен, и церкви, как и любому идеологическому институту, для упрочения своей власти необходим внешний враг. Но самое главное - реформы Петра, его решительный поворот к Западу. Что и породило жестокий комплекс европейской неполноценности. Общество, пытаясь "соответствовать" новым веяниям, лихорадочно открещивалось от всего "азиатского". И потому подброшенное словечко "иго" стало радостной находкой. "Иго" разом объясняло и оправдывало "отсталость" перед Европой. И никто не задумался и до сих пор не задумывается над тем, что зависимость от Орды закончилась уже в 15-м веке, и что же мешало за прошедшие столетия преодолеть "отсталость"? Теория "ига", бывшая более или менее спорной, во всяком случае, оспариваемой в дореволюционной историографии, как нельзя кстати пришлась к историографии коммунистической. Здесь ведь главное было - "бороться с врагами", "кругом одни враги", "враги были всегда" и т.д. И это еще раз доказывает правоту рассуждений Афанасьева о "манипулируемом сознании и преподаваемом знании". Если уж что-то вдолбили в школе про "иго", то потом вытравить это невозможно. Даже такому образованному и самостоятельно мыслящему человеку, как Юрий Афанасьев... Не случайно же в 1985 году Ю.Афанасьев писал в журнале "Коммунист", что теории "симбиоза" Орды и Руси" отличаются "внеклассовым подходом" и находятся в "прямом противоречии с марксистско-ленинскими критериями". Многие мои знакомые, дочитав до этого места, начинали морщиться: "Ну зачем это, старик? Это уже на донос похоже!" И я восхитился бессмертным коммунистическим умением все переворачивать с ног на голову. Ведь получается, что они навязали нам правило, по которому любое упоминание о их прошлых марксистских взглядах приравнивается теперь к неприличному поведению в порядочном обществе! Но я отвлекся. И все это в данном контексте неважно. Важно, чтобы цитата была точная. Я убежден, что первопричина нашей немотивированной агрессивности, нежелания "разбираться", вникать в тонкости, а в самом большом смысле первопричина всей нашей нескладной жизни - в элементарных уроках школьной истории, когда вольно или невольно вдалбливалось, что "кругом одни враги", во всех наших бедах виноваты исключительно чужие, а сами мы - ангелы... От лжи и недомолвок возникал чудовищный, взрывоопасный дискомфорт в умах и сердцах. Скажем, говорили об интернационализме и братстве народов, а теория "ига" настойчиво внушала: все узкоглазые - враги. Отсюда возник и "комплекс ига": узкоглазые, а правили нами... А теперь Афанасьев дополнил: князья Александр Невский и Дмитрий Донской - их прислужники, следовательно, тоже враги. Далее один шаг до нехитрого вывода: они потому враги, что их матери - узкоглазые степнячки. В общем, уберем этих прислужников из нашей истории. А заодно разрушим и храм Покрова на Нерли и все церкви, что построил святой князь Андрей Боголюбский - тоже сын половчанки. И Москву сотремм с лица земли, потому как жена Юрия Долгорукого - половецкая княжна Елена... Я не утрирую. Это - естественное и закономерное продолжение логики лжи и вражды, агрессии и противостояния. И Юрий Афанасьев подлил в эти давние тлеющие угли свежего керосина. А этот, афанасьевский керосин, опаснее любого другого, нынешнего, во сто крат. Потому что Юрий Афанасьев - человек авторитетнейший, легенда первых лет перестройки и демократии. К нему прислушиваются, ему верят... А в заключение, чтобы несколько разрядить обстановку, - курьез, анекдот, поучительный факт из истории... - называйте как угодно. Кстати, о Мамае. Вроде бы, с ним-то все ясно: интриган, узурпатор и так далее. Но его след в русской истории на этом не стирается. Один из его сородичей, не то внук, не то внучатый племянник, оказал услуги Витовту, великому князю Литовскому. За что тот пожаловал его урочищем Глина и княжеским титулом. Потом литовские князья Глинские ушли на Русь. Елена Глинская, как мы знаем, вышла замуж за великого князя Василия III и стала матерью царя Ивана Грозного. А Иван Грозный "татар", если не считать татарина Бориса Годунова, не "защищал" и даже совсем наоборот - воевал Казань.... Господи, да в любой истории все так переплетено, что одним махом ничего не разрубишь и ничего не решишь!.. |